Служба комплаенс

С наступлением экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, вопросы этики не стали менее актуальными, чем прежде, поскольку этика, как один из важных вопросов комплаенс-программы, создает культуру комплаенс — культуру соответствия поведения и действий сотрудников принятым в Компании нормам и требованиям.

Для комплаенс-функции Компании 2020 год стал своеобразным стресс-тестом, в рамках которого оценивалась степень оперативности осуществления надзора и контроля за процессами управления комплаенс-рисками и адаптивности к экстремальному режиму с точки зрения лучших практик.

Ограничение на социальное взаимодействие позволило Службе комплаенс рассмотреть способы организации эффективной работы в сложившихся условиях в рамках модернизации системных организационно-практических мер по профилактике коррупции среди сотрудников Группы компаний КМГ, отразившие значительно возросшую ценность цифровых возможностей Компании и навыков сотрудников, в том числе коснувшиеся адаптации формы проведения плановой программы обучающих тренингов. Обучение всех сотрудников КМГ по вопросам этики было проведено в электронном формате.

Дистанционное взаимодействие внутри Компании способствовало адаптации корпоративных политик и процедур, их упрощению с учетом оперативности и изменения правил в условиях удаленной работы, усилению роли корпоративной коммуникации путем информационной рассылки, включая напоминание сотрудникам об антикоррупционных требованиях Компании, об изменениях в регуляторной среде и функционировании горячей линии. Это позволило достигнуть 100 % ознакомительного охвата и способствовало росту вовлеченности сотрудников и иных лиц в использование возможностей горячей линии, администрируемой Центром социального взаимодействия и коммуникаций АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Горячая линия является одним из эффективных инструментов контроля соблюдения Компанией и ее сотрудниками законодательных и этических норм в сфере комплаенс. Об этом свидетельствует динамика обращений, возросшая в три раза. За 2020 год на горячую линию поступило 118 обращений (в 2019 году — 42 обращения). Все обращения были рассмотрены в установленные сроки с принятием соответствующих мер и уведомлением заявителей. Большая часть обращений (52) относилась к кадровым вопросам: трудовым конфликтам, неэтичному поведению, неравным условиям труда, злоупотреблению должностными полномочиями и т.д. С учетом анализа обращений Службой комплаенс были разработаны меры рекомендательного и превентивного характера. Так, в связи с нахождением сотрудников на дистанционной работе было рекомендовано проработать мероприятия по обеспечению качественного контроля соблюдения сотрудниками служебной дисциплины, норм трудового законодательства Республики Казахстан и внутренних документов, уделить особое внимание обучению по вопросам деловой этики и провести его с руководителями среднего звена. Подразделениям кадрового обеспечения рекомендовалось изучить морально-психологический климат в коллективах для исключения укоренения недовольства условиями труда у сотрудников. Нашим приоритетом по-прежнему остается задача услышать каждого сотрудника, обратившегося в Службу комплаенс.

Сложившиеся условия потребовали от Службы комплаенс разработки новых подходов на стыке регуляции и этики. Так, в целях поддержания высокого уровня корпоративного управления и укоренения нулевой толерантности к любым нарушениям среди сотрудников Компании, в соответствии с лучшей мировой практикой был утвержден Кодекс деловой этики КМГ в новой редакции. В нем появилась секция «Вопрос — ответ», усовершенствован и расширен понятийный аппарат, актуализированы корпоративные ценности КМГ, добавлены лимиты на подарки, каналы связи по вопросам комплаенс. Формат кодекса приведен в соответствие с Кодексом АО «Самрук-Қазына» и рекомендациями международных аудиторских компаний, специализирующихся на вопросах комплаенс. Также внедрена процедура декларирования конфликта интересов сотрудниками и должностными лицами.

Адаптация в условиях пандемии коснулась и ключевого принципа комплаенс «тон сверху». В декабре 2020 года в рамках продвижения высоких этических стандартов ведения бизнеса и неприятия коррупции в любом ее проявлении было проведено расширенное онлайн-совещание с участием Председателя Правления КМГ и первых руководителей ДЗО. На совещании рассмотрены отчеты Службы комплаенс КМГ и ДЗО о проделанной работе в данном направлении, обсуждены вопросы актуальности корпоративной разведки в части проверки контрагентов, возможности применения аналитики данных как эффективного инструмента выявления нарушений в различных бизнес-процессах Компании, а также озвучены меры по предупреждению и минимизации рисков мошенничества при удаленном режиме работы, что позволило достигнуть продуктивного взаимодействия между высшим руководством и Службой комплаенс по вопросам комплаенс и этики. Кроме того, были озвучены дальнейшие планы работы на 2021 год, а также ожидания акционера от проводимой ДЗО работы в данном направлении.

Добропорядочность является краеугольным камнем всей системы надлежащего корпоративного управления и гарантом в отстаивании и обеспечении приоритета интересов Компании перед личными интересами. Служба комплаенс продолжит работу по освещению персональной ответственности руководителей за коррупционные правонарушения подчиненных, а также за непринятие антикоррупционных мер.