Трансформация и цифровизация
Глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19, ускорил продвижение трансформации и цифровизации. В текущих условиях цифровые технологии открывают перед нефтегазовым сектором новые возможности. К примеру, с момента начала карантина цифровые решения позволили быстро перевести сотрудников КМГ на удаленный режим работы без потери эффективности.
Цифровая трансформация — часть Стратегии развития КМГ до 2028 года и антикризисных мер на 2020–2021 годы. Компания продолжит цифровизацию, но точечно и разумно — там, где это принесет ощутимый финансовый эффект или улучшит производственную безопасность. КМГ будет использовать проверенные технологии, которые доказали свою эффективность.
Новый подход к реализации цифровой трансформации обозначен в следующих приоритетах на 2021 год:
- четкая взаимосвязь трансформации со Стратегией развития и антикризисным планом КМГ;
- фокус максимум на 10 проектах с упором на направлениях «Разведка и добыча нефти», «Переработка» и достижение прямых финансовых выгод;
- активное вовлечение дочерних организаций в идентификацию бизнес-проблем и инициирование проектов для их решения;
- внедрение в компании корпоративной культуры, способствующей изменениям.
Текущий портфель проектов и мероприятий Программы цифровой трансформации в КМГ состоит из 13 проектов и мероприятий и направлен на сокращение расходов, повышение прозрачности бизнес-процессов, развитие культуры постоянных улучшений и внедрение цифровых решений на производстве.
В 2020 году завершены или переданы в операционную деятельность десять проектов и мероприятий: внедрение системы ERP, оптимизация затрат на ИТ, внедрение системы управления информационной безопасностью, новая модель закупок и три мероприятия HR, управление данными, Lean 6 Sigma в переработке и маркетинге, интеллектуальное месторождение. По всем из них за отчетный период достигнуты определенные результаты. Так, в рамках проекта внедрения системы управления информационной безопасностью в Группе компаний КМГ (СУИБ) обновлены процессы управления информационной безопасностью в Корпоративном центре КМГ и подготовлена методологическая база для функционирования СУИБ в КМГ и дочерних организациях. В ходе мероприятия «Разработка методологии по управлению закупочной деятельностью Компании и проведение диагностики» разработаны и утверждены Правила управления закупочной деятельностью КМГ.
В соответствии с новым подходом в портфель проектов цифровой трансформации включен новый проект — «Разработка ИС ABAI» (англ. Advanced Base Artificial Intelligence — «Продвинутая база искусственного интеллекта»). В системе ABAI будут объединены все производственные данные блока разведки и добычи нефти КМГ c возможностью анализа этих данных с применением искусственного интеллекта и их мгновенной визуализации, а также непрерывного управления производством в удаленном режиме.
В 2020 году возобновлен масштабный проект по созданию Многофункционального общего центра обслуживания КМГ. Он предусматривает перевод ряда поддерживающих функций (управления персоналом, бухгалтерского и налогового учета, закупок, административно-хозяйственного обеспечения и др.) в единый сервисный центр. Это позволит существенно разгрузить Корпоративный центр и дочерние организации и сосредоточиться на профильной производственной деятельности. Стандартизация и автоматизация функций обеспечат сокращение расходов и повысят прозрачность.
Трансформация бизнес-процессов и внедрение цифровых технологий требуют изменения людей, их мышления и поведения. Поэтому несколько реализуемых в настоящее время проектов портфеля направлены на внедрение новой корпоративной культуры, повышение цифровой грамотности сотрудников и развитие навыков работы в новых условиях.
В 2020 году в ходе реализации НR-мероприятий проведен ряд стратегических сессий с руководством КМГ и дочерних организаций, по итогам которых разработаны план по развитию корпоративной культуры и план мероприятий по повышению индекса социальной стабильности и уровня производственных отношений в Группе компаний КМГ. Кроме того, по итогам диагностики HR утверждена новая переходная (промежуточная) организационная структура блока управления человеческими ресурсами Корпоративного центра КМГ, а также описаны процессы и роли в указанной структуре.
Масштабная кампания по обучению сотрудников Корпоративного центра и дочерних компаний стартовала в рамках проекта «Внедрение системы управления проектами в КМГ». Данная система основана на принципах Stage Gate Process (поэтапная реализация проекта с жестким контролем на каждом этапе) и начала функционировать в Группе компаний КМГ с октября 2020 года. Она позволит обеспечить прозрачность проектной деятельности и исключить нерентабельные проекты за счет глубокого обоснования принимаемых инвестиционных решений. Кроме того, установлена четкая ответственность за реализацию проектов, определены конкретные требования к квалификации участников проектной деятельности. Планируется, что проектному управлению сотрудники КМГ будут обучаться на постоянной основе.
В бизнес-направлении переработки нефти и нефтехимии реализуется проект «Внедрение системы подготовки и аттестации производственного персонала НПЗ Республики Казахстан посредством внедрения компьютерных тренажерных комплексов». Виртуальные тренажеры применяются для отработки операторами штатных и нештатных ситуаций. Кроме того, молодые специалисты могут изучить производственные установки и технологические процессы до начала работы в реальном режиме. Данный проект — один из элементов концепции цифрового работника. Он поможет минимизировать сбои на производстве, связанные с человеческим фактором, и в результате увеличить надежность работы НПЗ за счет правильного и бесперебойного управления установками.
В направлении разведки, добычи и переработки КМГ несколько лет успешно реализует проект внедрения программы Lean 6 Sigma (LSS). Он также направлен на обучение сотрудников проектному подходу. Программой заложены условия для мотивации сотрудников к выдвижению инициатив по совершенствованию бизнес-процессов и оптимизации деятельности предприятий. Как правило, проекты LSS не требуют больших инвестиций, но быстро дают экономический эффект. В целом программа способствует формированию культуры бережливого производства и вовлечению людей в процесс внедрения постоянных улучшений на производстве.