Система корпоративного управления
Система корпоративного управления КМГ представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью КМГ, а также систему взаимоотношений между акционерами (АО «Самрук-Қазына» и РГУ «Национальный Банк Республики Казахстан»), Советом директоров, Правлением и заинтересованными сторонами.
Компетенции органов КМГ четко разграничены и закреплены в Уставе КМГ.
Система органов корпоративного управления Компании включает:
- высший орган — Общее собрание акционеров;
- орган управления — Совет директоров, подотчетный Общему собранию акционеров;
- исполнительный орган — Правление, подотчетное Совету директоров;
- Службу внутреннего аудита — централизованный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Совету директоров, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании и иных организаций Группы компаний КМГ, входящих в группу Фонда согласно Закону Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» (далее — Группа компаний КМГ), оценку в области внутреннего контроля и управления рисками, исполнения документов в области корпоративного управления и консультирование в целях совершенствования деятельности КМГ и Группы компаний КМГ;
- Корпоративного секретаря, который выполняет свои функции на постоянной и независимой основе, не является членом Совета директоров и (или) исполнительного органа Компании, назначается Советом директоров КМГ и подотчетен Совету директоров КМГ, осуществляет в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в системе корпоративного управления КМГ;
- Службу комплаенс, которая подотчетна Совету директоров, деятельность которой направлена на обеспечение соблюдения обязательных регуляторных требований и наилучшей международной практики по вопросам противодействия коррупции и формирования внутренней корпоративной культуры Группы компаний КМГ, обеспечение прозрачности, честности среди сотрудников, а также создание условий для ведения бизнеса в соответствии с лучшими международными стандартами, внутренними политиками и законодательством Республики Казахстан;
- Омбудсмена — лицо, назначаемое Советом директоров КМГ, роль которого заключается в консультировании обратившихся к нему сотрудников КМГ и оказании содействия в разрешении трудовых споров, конфликтов, проблемных вопросов социально-трудового характера, а также в соблюдении принципов деловой этики сотрудниками КМГ.
Система корпоративного управления КМГ основывается на уважении прав и законных интересов акционеров и ключевых заинтересованных сторон: государства, стратегических партнеров и контрагентов (поставщиков и покупателей), инвесторов, сотрудников КМГ, муниципалитетов, местных сообществ и жителей регионов присутствия Компании.
Система корпоративного управления Компании постоянно совершенствуется с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики корпоративного управления.
Развитие системы корпоративного управления
Будучи корпоративным центром, активно вовлеченным в операционную деятельность ДЗО посредством дивизиональной структуры управления производственными процессами, формирующим и реализующим стратегию развития, Компания стремится к соответствию лучшим практикам в области корпоративного управления и сознает, что соответствие высоким стандартам корпоративного управления и прозрачность — это важнейшие факторы повышения инвестиционной привлекательности и экономической эффективности деятельности, способствующие укреплению доверия потенциальных инвесторов, контрагентов и иных стейкхолдеров, снижению рисков неэффективного использования ресурсов Компании, росту ее стоимости и увеличению благосостояния.
Основным документом, на котором базируется построение и улучшение практики корпоративного управления КМГ, является Кодекс корпоративного управления КМГ (далее — Кодекс корпоративного управления, Кодекс)Кодекс корпоративного управления КМГ размещен на сайте, утвержденный решением Правления
Кодекс закрепляет принципы, на которых основывается система корпоративного управления в Компании. Совет директоров и Комитет по аудиту осуществляют контроль за внедрением положений Кодекса в КМГ.
В соответствии с требованиями Кодекса Корпоративный секретарь ежегодно анализирует Кодекс на предмет соблюдения Компанией его принципов и положений с применением подхода Comply or explain («Соблюдай или объясняй»). В настоящее время преобладающая часть требований Кодекса соблюдается. Случаи частичного несоблюдения отдельных его положений отражены в Отчете о соблюдении Кодекса с пояснением причин несоблюдения. Ознакомиться с Отчетом о соблюдении КМГ принципов и положений Кодекса в 2020 году можно в приложении к Годовому отчету.
По результатам независимой диагностики корпоративного управления, проведенной в 2018 году независимым консультантом на основании Методики диагностики корпоративного управления в юридических лицах, более 50 % голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» (далее — Методика), КМГ был присвоен рейтинг корпоративного управления на уровне «ВВ», что означает соответствие системы корпоративного управления Компании во всех существенных аспектах большинству установленных критериев и при этом отсутствие достаточного подтверждения того, что система работает эффективно.
Компания посвятила 2019 и 2020 годы планомерной и комплексной реализации рекомендаций независимого консультанта, представленных по итогам указанной диагностики корпоративного управления. Рекомендации независимого консультанта были заложены в разработанный Корпоративным секретарем в соответствии с Методикой Детальный план по совершенствованию корпоративного управления в КМГ на 2019–2020 годы (далее — План по корпоративному управлению), утвержденный Советом директоров КМГ. План по корпоративному управлению состоит более чем из 500 мероприятий и покрывает такие компоненты корпоративного управления, как эффективность деятельности Совета директоров и исполнительного органа, управление рисками, внутренний контроль и аудит, устойчивое развитие, права акционеров и прозрачность. Корпоративным секретарем осуществляется мониторинг и регулярно формируются и предоставляются на рассмотрение Комитета по аудиту и Совета директоров отчеты о ходе реализации мероприятий Плана по корпоративному управлению. По итогам рассмотрения отчетов обратная связь от Совета директоров доводится Корпоративным секретарем до Председателя Правления КМГ и руководителей функциональных блоков КМГ, вовлеченных в процесс совершенствования практики корпоративного управления. В рамках реализации Плана по корпоративному управлению в течение 2020 года Компания успешно реализовала ряд инициатив.
Наибольший прогресс достигнут по таким направлениям, как эффективность Совета директоров и исполнительного органа, управление рисками и устойчивое развитие. По предварительной оценке, проведенная работа предположительно должна привести к повышению рейтинга корпоративного управления Компании до уровня «ВВВ», что соответствует целевым значениям уровня рейтинга, заложенным в Стратегию развития КМГ. Данный уровень рейтинга корпоративного управления означает соответствие системы корпоративного управления Компании во всех существенных аспектах большинству установленных критериев и наличие достаточного подтверждения того, что система работает эффективно. По оценке независимого консультанта, уровень рейтинга «ВВВ» является оптимальным для выхода Компании на IPO.
В целях совершенствования корпоративного управления, в стратегиях развития
В целом совершенствование корпоративного управления в Компании представляет собой непрерывный цикличный процесс, основной вехой которого является получение от независимой стороны рейтинга и соответствующих рекомендаций по улучшению.