Общий объем закупок
За отчетный период общая сумма поставленных товаров, работ и услуг по исполненным договорам (с учетом годовых и долгосрочных закупок) составила 1 826 млрд тенге, из них 82 % приходится на долю местного содержания.
Общая сумма закупок по сравнения с предыдущим годом снизилась на 14 % из-за резкого падения стоимости нефти в начале 2020 года, что в дальнейшем привело к уменьшению бюджетов добычных дочерних предприятий КМГ. В связи со сложившейся ситуацией, связанной с пандемией коронавируса, многие контракты стали переходящими на 2021 год.
Увеличение доли местного содержания обусловлено тем, что Фонд 2020 год объявил годом поддержки отечественных товаропроизводителей, в связи с чем Председателем Правления КМГ был утвержден план поддержки отечественных товаропроизводителей на 2020 год.
Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. В связи с этим предусмотрена ответственность руководящих работников КМГ и дочерних и зависимых обществ (ДЗО), в том числе посредством установления целевого индикатора в Карте ключевых показателей деятельности (КПД) руководителей.
Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений и конкурентных переговоров.
В 2020 году сумма конкурентных закупок по заключенным договорам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 420 млрд тенге. Наряду с этим за последние три года доля конкурентных закупок увеличилась более чем на 46 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.
Несмотря на стремление развивать конкурентный рынок, доля неконкурентных закупок, осуществляющихся в рамках внутрихолдинговой кооперации и (или) путем одного источника, значительно преобладает.
Год | Товары | Работы и услуги | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Общая сумма | Доля местного содержания, % | Общая сумма | Доля местного содержания, % | Общая сумма | Доля местного содержания, % | |
2018 | 824 | 77 | 1 604 | 80 | 2 428 | 79 |
2019 | | | 1 659 | 83 | 2 132 | 81 |
2020 | | | 1 354 | 86 | 1 826 | 82 |
Год | Товары | Работы и услуги | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | |
2018 | 137 | 7 | 375 | 19 | 511 | 26 |
2019 | 169 | 12 | 326 | 23 | 495 | 36 |
2020 | 168 | 15 | 252 | 23 | 420 | 38 |
Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков
Международная практика в области закупочной деятельности демонстрирует широкое развитие механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков. Постоянное совершенствование в закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ.
Предварительный квалификационный отбор (ПКО) — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии
Основными целями ПКО являются:
- организация простого, прозрачного и эффективного процесса оценки поставщиков по установленным квалификационным критериям;
- поддержка реальных местных производителей;
- повышения качества закупаемых товаров, работ и услуг (ТРУ);
- сокращение сроков проведения и упрощение закупочных процедур.
Категорийные закупки
Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.
Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.
Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.
Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену, работая с надежными производителями и поставщиками.
Управление категориями закупок включает в себя:
- категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
- разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
- реализацию закупочных категорийных стратегий;
- мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
- развитие поставщиков.
В 2020 году объем категорийных закупок составил 36 986,76 млн тенге. При этом применение данного метода позволило достичь экономического эффекта при закупке товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории в сумме 6 856,57 млн тенге, что на 67 % выше показателя предыдущего года.
Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|
Объем категорийных закупок, млн тенге | 231,88 | 13 948,38 | 41 531,68 | 36 986,76 |
Выгоды категорийного управления закупками, млн тенге | 85,07 | 1 565,01 | 4 101,81 | 6 856,57 |