Общий объем закупок

За отчетный период общая сумма поставленных товаров, работ и услуг по исполненным договорам (с учетом годовых и долгосрочных закупок) составила 1 826 млрд тенге, из них 82 % приходится на долю местного содержания.

Общая сумма закупок по сравнения с предыдущим годом снизилась на 14 % из-за резкого падения стоимости нефти в начале 2020 года, что в дальнейшем привело к уменьшению бюджетов добычных дочерних предприятий КМГ. В связи со сложившейся ситуацией, связанной с пандемией коронавируса, многие контракты стали переходящими на 2021 год.

Увеличение доли местного содержания обусловлено тем, что Фонд 2020 год объявил годом поддержки отечественных товаропроизводителей, в связи с чем Председателем Правления КМГ был утвержден план поддержки отечественных товаропроизводителей на 2020 год.

Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. В связи с этим предусмотрена ответственность руководящих работников КМГ и дочерних и зависимых обществ (ДЗО), в том числе посредством установления целевого индикатора в Карте ключевых показателей деятельности (КПД) руководителей.

Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений и конкурентных переговоров.

В 2020 году сумма конкурентных закупок по заключенным договорам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 420 млрд тенге. Наряду с этим за последние три года доля конкурентных закупок увеличилась более чем на 46 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.

Несмотря на стремление развивать конкурентный рынок, доля неконкурентных закупок, осуществляющихся в рамках внутрихолдинговой кооперации и (или) путем одного источника, значительно преобладает.

Поставленные товары, работы и услуги, млрд тенге
Год Товары Работы и услуги Итого
Общая сумма Доля местного содержания, % Общая сумма Доля местного содержания, % Общая сумма Доля местного содержания, %
2018 824 77 1 604 80 2 428 79
2019 473Без учета нефти и газа. 63Без учета нефти и газа. 1 659 83 2 132 81
2020 472Без учета нефти и газа. 71Без учета нефти и газа. 1 354 86 1 826 82
Конкурентные закупки, млрд тенгеК конкурентным закупкам относятся закупки путем открытого тендера, запроса ценовых предложений и конкурентных переговоров.
Год Товары Работы и услуги Итого
Сумма Доля, % Сумма Доля, % Сумма Доля, %
2018 137 7 375 19 511 26
2019 169 12 326 23 495 36
2020 168 15 252 23 420 38

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Международная практика в области закупочной деятельности демонстрирует широкое развитие механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков. Постоянное совершенствование в закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ.

Предварительный квалификационный отбор (ПКО) — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии со СтандартомСтандарт управления закупочной деятельностью акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организаций, 50 и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденный решением Правления Фонда № 31/19 от 9 сентября 2019 года., осуществляемый посредством анкетирования и аудита.

Основными целями ПКО являются:

  1. организация простого, прозрачного и эффективного процесса оценки поставщиков по установленным квалификационным критериям;
  2. поддержка реальных местных производителей;
  3. повышения качества закупаемых товаров, работ и услуг (ТРУ);
  4. сокращение сроков проведения и упрощение закупочных процедур.
Процедура ПКОСформированный перечень ПКО после проведения сбора информации от потенциальных поставщиков и прохождения всеми потенциальными поставщиками этапов процедуры ПКО.

Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену, работая с надежными производителями и поставщиками.

Управление категориями закупок включает в себя:

  • категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
  • разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
  • реализацию закупочных категорийных стратегий;
  • мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
  • развитие поставщиков.

В 2020 году объем категорийных закупок составил 36 986,76 млн тенге. При этом применение данного метода позволило достичь экономического эффекта при закупке товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории в сумме 6 856,57 млн тенге, что на 67 % выше показателя предыдущего года.

Объем и выгоды категорийных закупок в 2017–2020 годах
Показатель 2017 2018 2019 2020
Объем категорийных закупок, млн тенге 231,88 13 948,38 41 531,68 36 986,76
Выгоды категорийного управления закупками, млн тенге 85,07 1 565,01 4 101,81 6 856,57