Транспортировка нефти

КМГ завершил строительство нефтетранспортной инфраструктуры по доставке углеводородов на экспортные рынки. В среднесрочной перспективе в приоритете будет:

  • повышение загрузки созданных мощностей через повышение привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транспортировки нефти по нефтетранспортным системам КМГ;
  • контроль за операционными затратами.
Транспортировка нефти в КМГ представлена двумя видами — магистральными трубопроводами и морским флотом.
Показатель Транспортировка магистральными трубопроводами Транспортировка морским флотом
Управляющая компания КазТрансОйл (КТО) Казахстанско-Китайский Трубопровод (ККТ) МунайТас (МТ) Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) Казмортрансфлот (КМТФ)
Доля КМГ КМГ: 90%10% акций принадлежат миноритарным акционерам, которые приобрели их в рамках программы «Народное IPO». КТО: 50% КТО: 51% КМГ: 20,75% КМГ: 100%
Основные направления Экспорт в Европу и Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Европу Экспорт в Европу
Основные маршруты Нефтеперерабатывающие заводы Казахстана;
Узень — Атырау — Самара;
порт Актау;
перевалка нефти в системы КТК и Атасу — Алашанькоу
Атасу — Алашанькоу; Кенкияк — Кумколь Кенкияк — Атырау Тенгиз — Новороссийск Черное море;
Средиземное море;
Каспийское море
Общая протяженность, км 5 372 1 759 449 1 510 н/п
Мощность, млн тонн в год 17,5Мощность участка Атырау — Самара.
5,2Мощность порта Актау (причалы КТО, налив).
20 6 67 н/п

Трубопроводная инфраструктура

Трубопроводная инфраструктура Казахстана принадлежит национальному оператору по магистральному нефтепроводу — АО «КазТрансОйл», его двум совместным предприятиям (ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» и ТОО СЗТК «МунайТас»), а также Каспийскому Трубопроводному Консорциуму. Действующая трубопроводная инфраструктура Казахстана обладает достаточным потенциалом для увеличения объемов транспортировки нефти с перспективных проектов.

АО «КазТрансОйл» (КТО) — национальный оператор по магистральному нефтепроводу Республики Казахстан. Компания владеет разветвленной сетью магистральных нефтепроводов общей протяженностью 5 372 км, к которой подключены практически все нефтяные месторождения Казахстана. Компания обеспечивает транспортировку нефти на четыре крупнейших нефтеперерабатывающих завода Казахстана, а также транспортирует нефть на экспорт по нефтепроводу Атырау — Самара, осуществляет перевалку нефти в экспортные нефтепроводы КТК и Атасу — Алашанькоу, отгрузку нефти в танкеры в порту Актау и на железнодорожный транспорт. Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам обеспечивается 36 нефтеперекачивающими станциями, 67 печами подогрева нефти, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,4 млн м3. КТО также оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию магистральных нефтепроводов компаний ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», ТОО СЗТК «МунайТас», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К», АО «Тургай Петролеум» и магистрального водовода ТОО «Магистральный Водовод».

ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) является владельцем нефтепроводов Атасу — Алашанькоу (протяженность 965 км) и Кенкияк — Кумколь (протяженность 794 км). ККТ осуществляет транспортировку казахстанской и транзитной российской нефти в Китайскую Народную Республику (КНР), а также на внутренний рынок Казахстана.

ТОО СЗТК «МунайТас» (МТ) является владельцем магистрального нефтепровода Кенкияк — Атырау протяженностью 449 км. В 2018 году компания приступила к реализации проекта реверса нефтепровода Кенкияк — Атырау с целью обеспечить поставку западноказахстанской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Республики Казахстан и нивелировать эффект снижения добычи нефти в Актюбинской и Кызылординской областях, а также экспорт в КНР в объеме до 6 млн тонн в год. Стоимость проекта — 28,6 млрд тенге. В рамках проекта введены объекты первого пускового комплекса и завершено строительство объектов второго пускового комплекса. Завершение проекта планируется во 2 квартале 2021 года.

«Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК) — международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих игроков отрасли, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью 1 510 км (из них 452 км — казахстанский участок). Нефтепровод КТК является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти и соединяет казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз с нефтяным терминалом «Южная Озереевка» на Черном море (вблизи порта Новороссийск). Транспортировка нефти по нефтепроводу КТК обеспечивается 15 нефтеперекачивающими станциями, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,3 млн м3 и тремя выносными причальными устройствами.

В связи с предстоящим увеличением добычи нефти на Тенгизе и Кашагане в 2019 году акционерами КТК принято решение о реализации Проекта устранения узких мест трубопроводной системы для увеличения объемов транспортировки казахстанской нефти до 72,5 млн тонн в год. Срок реализации проекта 2019–2023 годы, стоимость проекта — 600 млн долл. США. Финансирование предусматривается за счет собственных средств КТК.

Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам

Объем транспортировки нефти, тыс. тоннКонсолидированный объем транспортировки нефти учитывает объем транспортировки каждой отдельной трубопроводной компании с учетом операционной доли КМГ (за исключением КТО). Часть объемов нефти может транспортироваться двумя или тремя трубопроводными компаниями, и соответственно эти объемы учитываются более одного раза в консолидированном объеме транспортировки нефти.
Компания 2018 2019 2020
КазТрансОйл (100%) 45 309 44 463 42 298
экспорт 19 135 17 591 16 699
транзит 10 025 9 989 9 989
внутренний рынок 16 149 16 883 15 610
Казахстанско-Китайский Трубопровод (100%) 15 997 16 200 15 883
экспорт 1 506 859 571
транзит 9 979 9 979 9 979
внутренний рынок 4 512 5 362 5 333
МунайТас (100%) 3 878 3 232 3 321
экспорт 2 697 1 998 1 595
внутренний рынок 1 181 1 234 1 726
Каспийский Трубопроводный Консорциум (100%), экспорт 61 084 63 256 59 027
Объем грузооборота нефти, млн тонн*км
Компания 2018 2019 2020
КазТрансОйл (100%) 38 040 37 658 35 899
Казахстанско-Китайский Трубопровод (100%) 14 607 14 590 14 368
МунайТас (100%) 1 522 1 232 1 322
Каспийский Трубопроводный Консорциум (100%) 80 549 82 997 77 207
Объем грузооборота нефти на долю КМГ, млн тонн*км
Компания 2018 2019 2020
КазТрансОйл (100%) 38 040 37 658 35 899
Казахстанско-Китайский Трубопровод (50%) 7 304 7 296 7 185
МунайТас (51%) 776 628 674
Каспийский Трубопроводный Консорциум (20,75%) 16 714 17 222 16 020

В 2020 году консолидированный объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам на долю КМГ снизился на 3 156 тыс. тонн и составил 64 181 тыс. тонн. Снижение показателей обусловлено ограничением поставки нефти от АО «СНПС-Актобемунайгаз» в связи с обнаружением в январе 2020 года критического превышения хлорорганических соединений в нефти, снижением объемов сдачи нефти грузоотправителями в систему нефтепроводов по причине естественного падения добычи нефти Кумкольской группы месторождений и ограниченной добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+.

Объем транспортировки нефти на долю КМГ, тыс. тоннКонсолидированный объем транспортировки нефти учитывает объем транспортировки каждой отдельной трубопроводной компании с учетом операционной доли КМГ (за исключением КТО). Часть объемов нефти может транспортироваться двумя или тремя трубопроводными компаниями, и соответственно эти объемы учитываются более одного раза в консолидированном объеме транспортировки нефти.
Структура транспортировки нефти по направлениям за 2020 год, %

Тарифная политика

Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок Казахстана подлежат государственному регулированию.

В соответствии с законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 27 декабря 2018 года №204-VI услуги по транспортировке нефти в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан не входит в сферу естественных монополий.

Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок, тенге за тонну на 1 тыс. км
Компания 2018 2019 2020
КазТрансОйл 4 292 4 722 (с 01.01.2019–31.08.2019)

4 717 (с 01.09.2019–31.12.2019)
4 110
Казахстанско-Китайский Трубопровод 6 507 7 158 6 456 (с 01.01.2020–31.01.2020)

7 158 (с 01.02.2020–31.12.2020)
МунайТас 5 698 (с 01.01.2018–30.06.2018)

5 724 (с 01.07.2018–31.12.2018)
5 724 (с 01.01.2019–30.06.2019)

5 912 (с 01.07.2019–24.12.2019)

5 457 (с 25.12.2019–31.12.2019)
5 457 (с 01.01.2020–24.12.2020)

5 912 (с 25.12.2020–31.12.2020)
Тарифы на транспортировку нефти на экспорт
Компания 2018 2019 2020
КазТрансОйл, тенге за тонну на 1 тыс. км 6 399 6 399 6 399 (с 01.01.2020 –29.02.2020)

7 359 (с 01.03.2020–31.12.2020)
Казахстанско-Китайский Трубопровод, тенге за тонну на 1 тыс. км 6 799 6 799 6 799
МунайТас, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 912 5 912 5 912
Каспийский Трубопроводный Консорциум, долл. США за тонну 38 38 38
Тарифы на транзит нефти в Китайскую Народную Республику, долл. США за тонну
Компания 2018 2019 2020
КазТрансОйл 3,11 4,23 4,23
Казахстанско-Китайский Трубопровод 8,25 10,77 10,77

Транспортировка нефти морем

Транспортные активы

ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (КМТФ) является национальным морским перевозчиком. В состав активов КМТФ входят:

  • торговый флот: собственные нефтеналивные танкеры — «Астана», «Алматы» и «Актау» (каждый дедвейтом 12 тыс. тонн); а также нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс» — «Алатау» и «Алтай» (каждый дедвейтом 115 тыс. тонн);
  • флот поддержки морских операций (ФПМО) — восемь барж-площадок серии КМГ грузоподъемностью по 3,6 тыс. тонн;
  • флот для участия в проекте будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл»: три судна класса MCV — «Барыс», «Беркут» и «Сункар» грузоподъемностью по 5,2 тыс. тонн, три буксира — «Талас», «Эмба» и «Иргиз» (тяга на гаке 40 тонн).

Основные маршруты морской транспортировки нефти

  • Маршруты в акватории Каспийского моря
  • Маршруты в акватории Черного и Средиземного морей

Объем перевозки

Общий объем морской транспортировки нефти в 2020 году существенно снизился (на 16,2%) в сравнении с 2019 годом и составил 8 990 тыс. тонн. Уменьшение объема морской транспортировки нефти объясняется преимущественно снижением объемов на Средиземном море в результате простоев в ожидании погрузок, а также неблагоприятных метеоусловий.

Объемы транспортировки, тыс. тонн
Море 2018 2019 2020
Черное и Средиземное 4 339 10 186 8 361
Каспийское 2 738 543 629
Всего 7 077 10 729 8 990
Объем грузооборота нефти, млн тонн*км
Море 2018 2019 2020
Черное и Средиземное 4 122 9 676 7 942
Каспийское 887 165 197

В марте 2020 года при поддержке КМГ КМТФ заключило договор с дочерней компанией COSCO Shipping по транспортировке крупногабаритных грузов с Юго-Восточной Азии в Казахстан.

В апреле-июне 2020 года успешно произведена транспортировка 25 единиц крупногабаритных грузов общим весом порядка 3,6 тыс. тонн с румынского порта Констанца в казахстанский порт Атырау для строительства нефтехимического комплекса KPI в г. Атырау. КМТФ задействовало собственный и арендованный флот: всего 42 единицы — это шесть барж, 24 речных и 12 морских буксиров.

В рамках реализации проекта ПБР ТШО в течение навигационных сезонов 2018–2020 годов судами КМТФ было перевезено порядка 90 крупногабаритных модулей (57 тыс. тонн). В связи с завершением в 2020 году участия КМТФ в проекте принято решение по модернизации одного судна MCV — «Барыс» — под контейнеровоз. В 3 квартале 2020 году начаты работы по модернизации судна MCV — «Барыс», который планируется задействовать на фидерной линии «Актау — Баку — Актау» для перевозки контейнеров.