Транспортировка нефти
КМГ завершил строительство нефтетранспортной инфраструктуры по доставке углеводородов на экспортные рынки. В среднесрочной перспективе в приоритете будет:
- повышение загрузки созданных мощностей через повышение привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транспортировки нефти по нефтетранспортным системам КМГ;
- контроль за операционными затратами.
Показатель | Транспортировка магистральными трубопроводами | Транспортировка морским флотом | |||
---|---|---|---|---|---|
Управляющая компания | КазТрансОйл (КТО) | Казахстанско-Китайский Трубопровод (ККТ) | МунайТас (МТ) | Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) | Казмортрансфлот (КМТФ) |
Доля КМГ | | КТО: 50% | КТО: 51% | КМГ: 20,75% | КМГ: 100% |
Основные направления | Экспорт в Европу и Китай, внутренний рынок | Экспорт в Китай, внутренний рынок | Экспорт в Китай, внутренний рынок | Экспорт в Европу | Экспорт в Европу |
Основные маршруты | Нефтеперерабатывающие заводы Казахстана; Узень — Атырау — Самара; порт Актау; перевалка нефти в системы КТК и Атасу — Алашанькоу | Атасу — Алашанькоу; Кенкияк — Кумколь | Кенкияк — Атырау | Тенгиз — Новороссийск | Черное море; Средиземное море; Каспийское море |
Общая протяженность, км | 5 372 | 1 759 | 449 | 1 510 | н/п |
Мощность, млн тонн в год | | 20 | 6 | 67 | н/п |
Трубопроводная инфраструктура
Трубопроводная инфраструктура Казахстана принадлежит национальному оператору по магистральному нефтепроводу — АО «КазТрансОйл», его двум совместным предприятиям (ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» и ТОО СЗТК «МунайТас»), а также Каспийскому Трубопроводному Консорциуму. Действующая трубопроводная инфраструктура Казахстана обладает достаточным потенциалом для увеличения объемов транспортировки нефти с перспективных проектов.
ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) является владельцем нефтепроводов Атасу — Алашанькоу (протяженность 965 км) и Кенкияк — Кумколь (протяженность 794 км). ККТ осуществляет транспортировку казахстанской и транзитной российской нефти в Китайскую Народную Республику (КНР), а также на внутренний рынок Казахстана.
«Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК) — международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих игроков отрасли, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью 1 510 км (из них 452 км — казахстанский участок). Нефтепровод КТК является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти и соединяет казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз с нефтяным терминалом «Южная Озереевка» на Черном море (вблизи порта Новороссийск). Транспортировка нефти по нефтепроводу КТК обеспечивается 15 нефтеперекачивающими станциями, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,3 млн м3 и тремя выносными причальными устройствами.
В связи с предстоящим увеличением добычи нефти на Тенгизе и Кашагане в 2019 году акционерами КТК принято решение о реализации Проекта устранения узких мест трубопроводной системы для увеличения объемов транспортировки казахстанской нефти до 72,5 млн тонн в год. Срок реализации проекта 2019–2023 годы, стоимость проекта — 600 млн долл. США. Финансирование предусматривается за счет собственных средств КТК.
Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам
Компания | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
КазТрансОйл (100%) | 45 309 | 44 463 | 42 298 |
экспорт | 19 135 | 17 591 | 16 699 |
транзит | 10 025 | 9 989 | 9 989 |
внутренний рынок | 16 149 | 16 883 | 15 610 |
Казахстанско-Китайский Трубопровод (100%) | 15 997 | 16 200 | 15 883 |
экспорт | 1 506 | 859 | 571 |
транзит | 9 979 | 9 979 | 9 979 |
внутренний рынок | 4 512 | 5 362 | 5 333 |
МунайТас (100%) | 3 878 | 3 232 | 3 321 |
экспорт | 2 697 | 1 998 | 1 595 |
внутренний рынок | 1 181 | 1 234 | 1 726 |
Каспийский Трубопроводный Консорциум (100%), экспорт | 61 084 | 63 256 | 59 027 |
Компания | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
КазТрансОйл (100%) | 38 040 | 37 658 | 35 899 |
Казахстанско-Китайский Трубопровод (100%) | 14 607 | 14 590 | 14 368 |
МунайТас (100%) | 1 522 | 1 232 | 1 322 |
Каспийский Трубопроводный Консорциум (100%) | 80 549 | 82 997 | 77 207 |
Компания | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
КазТрансОйл (100%) | 38 040 | 37 658 | 35 899 |
Казахстанско-Китайский Трубопровод (50%) | 7 304 | 7 296 | 7 185 |
МунайТас (51%) | 776 | 628 | 674 |
Каспийский Трубопроводный Консорциум (20,75%) | 16 714 | 17 222 | 16 020 |
В 2020 году консолидированный объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам на долю КМГ снизился на 3 156 тыс. тонн и составил 64 181 тыс. тонн. Снижение показателей обусловлено ограничением поставки нефти от АО «
Тарифная политика
Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок Казахстана подлежат государственному регулированию.
В соответствии с законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 27 декабря 2018 года №204-VI услуги по транспортировке нефти в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан не входит в сферу естественных монополий.
Компания | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
КазТрансОйл | 4 292 | 4 722 (с 01.01.2019–31.08.2019) 4 717 (с 01.09.2019–31.12.2019) | 4 110 |
Казахстанско-Китайский Трубопровод | 6 507 | 7 158 | 6 456 (с 01.01.2020–31.01.2020) 7 158 (с 01.02.2020–31.12.2020) |
МунайТас | 5 698 (с 01.01.2018–30.06.2018) 5 724 (с 01.07.2018–31.12.2018) | 5 724 (с 01.01.2019–30.06.2019) 5 912 (с 01.07.2019–24.12.2019) 5 457 (с 25.12.2019–31.12.2019) | 5 457 (с 01.01.2020–24.12.2020) 5 912 (с 25.12.2020–31.12.2020) |
Компания | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
КазТрансОйл, тенге за тонну на 1 тыс. км | 6 399 | 6 399 | 6 399 (с 01.01.2020 –29.02.2020) 7 359 (с 01.03.2020–31.12.2020) |
Казахстанско-Китайский Трубопровод, тенге за тонну на 1 тыс. км | 6 799 | 6 799 | 6 799 |
МунайТас, тенге за тонну на 1 тыс. км | 5 912 | 5 912 | 5 912 |
Каспийский Трубопроводный Консорциум, долл. США за тонну | 38 | 38 | 38 |
Компания | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
КазТрансОйл | 3,11 | 4,23 | 4,23 |
Казахстанско-Китайский Трубопровод | 8,25 | 10,77 | 10,77 |
Транспортировка нефти морем
Транспортные активы
ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (КМТФ) является национальным морским перевозчиком. В состав активов КМТФ входят:
- торговый флот: собственные нефтеналивные танкеры — «Астана», «Алматы» и «Актау» (каждый дедвейтом 12 тыс. тонн); а также нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс» — «Алатау» и «Алтай» (каждый дедвейтом 115 тыс. тонн);
- флот поддержки морских операций (ФПМО) — восемь барж-площадок серии КМГ грузоподъемностью по 3,6 тыс. тонн;
- флот для участия в проекте будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл»: три судна класса MCV — «Барыс», «Беркут» и «Сункар» грузоподъемностью по 5,2 тыс. тонн, три буксира — «Талас», «Эмба» и «Иргиз» (тяга на гаке 40 тонн).
Основные маршруты морской транспортировки нефти
- Маршруты в акватории Каспийского моря
- Маршруты в акватории Черного и Средиземного морей
Объем перевозки
Общий объем морской транспортировки нефти в 2020 году существенно снизился (на 16,2%) в сравнении с 2019 годом и составил 8 990 тыс. тонн. Уменьшение объема морской транспортировки нефти объясняется преимущественно снижением объемов на Средиземном море в результате простоев в ожидании погрузок, а также неблагоприятных метеоусловий.
Море | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
Черное и Средиземное | 4 339 | 10 186 | 8 361 |
Каспийское | 2 738 | 543 | 629 |
Всего | 7 077 | 10 729 | 8 990 |
Море | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
Черное и Средиземное | 4 122 | 9 676 | 7 942 |
Каспийское | 887 | 165 | 197 |
В марте 2020 года при поддержке КМГ КМТФ заключило договор с дочерней компанией COSCO Shipping по транспортировке крупногабаритных грузов с Юго-Восточной Азии в Казахстан.
В апреле-июне 2020 года успешно произведена транспортировка 25 единиц крупногабаритных грузов общим весом порядка 3,6 тыс. тонн с румынского порта Констанца в казахстанский порт Атырау для строительства нефтехимического комплекса KPI в г. Атырау. КМТФ задействовало собственный и арендованный флот: всего 42 единицы — это шесть барж, 24 речных и 12 морских буксиров.
В рамках реализации проекта ПБР ТШО в течение навигационных сезонов 2018–2020 годов судами КМТФ было перевезено порядка 90 крупногабаритных модулей (57 тыс. тонн). В связи с завершением в 2020 году участия КМТФ в проекте принято решение по модернизации одного судна MCV — «Барыс» — под контейнеровоз. В 3 квартале 2020 году начаты работы по модернизации судна MCV — «Барыс», который планируется задействовать на фидерной линии «Актау — Баку — Актау» для перевозки контейнеров.